Вопросы и ответы

Цель нашей компании - предложение широкого ассортимента товаров и услуг на постоянно высоком качестве обслуживания.
В данном разделе приведены ответа на часто задаваемые вопросы посетителей Вашего будущего сайта. Использование данного раздела позволит сократить нагрузку на операторов и повысить удовлетворенность ваших клиентов. 

Общие вопросы

Ил, образующийся в результате очистки очистных сооружений, использовать в качестве удобрения полей и в лесополосе незаконно, если не соблюдены все требования законодательства РФ в области природопользования и охраны окружающей среды.

Обоснование

        

В соответствии с СП 32.13330.2012 "СНиП 2.04.03-85. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85", временное (перед дальнейшей обработкой или использованием) хранение обезвоженных осадков следует предусматривать на специально оборудованных площадках или складах с механизацией погрузочно-разгрузочных работ. При захоронении осадков надлежит предусматривать мероприятия по защите от загрязнения грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха и почв.

 

Иловый осадок сточных вод - важнейший источник органических, питательных и биологически активных веществ. Использование его в качестве удобрения является выгодным способом использования этих отходов. Однако при намерении хозяйствующего субъекта использовать иловый осадок для данных целей, осадки сточных вод должны соответствовать определенным требованиям.

 

Основные требования к свойствам осадков сточных вод при использовании их в качестве удобрений, а также требования к охране окружающей среды установлены в ГОСТ Р 17.4.3.07-2001 "Охрана природы. Почвы. Требования к свойствам осадков сточных вод при использовании их в качестве удобрений" (далее - ГОСТ Р 17.4.3.07-2001).

       

В соответствии с п.4.1 ГОСТ Р 17.4.3.07-2001 осадки, применяемые в качестве органических или комплексных органоминеральных удобрений, должны соответствовать определенным требованиям:

- Агрохимические показатели осадков - в таблице 1 к ГОСТ Р 17.4.3.07-2001.

- Допустимое валовое содержание тяжелых металлов и мышьяка в осадках - в таблице 2 к ГОСТ Р 17.4.3.07-2001.

- Санитарно-бактериологические и санитарно-паразитологические показатели осадков - в таблице 3 к ГОСТ Р 17.4.3.07-2001.

       

Применение осадков в качестве удобрений не должно приводить к ухудшению экологических и санитарно-гигиенических показателей окружающей среды, почвы, выращиваемых растений.

       

Не допускается применять осадки сточных вод в качестве удобрений (п.5.2 ГОСТ Р 17.4.3.07-2001):

- в водоохранных зонах и зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, а также в пределах особо охраняемых природных территорий;

- поверхностно в лесах, лесопарках, на сенокосах и пастбищах;

- на затопляемых и переувлажненных почвах;

-  на территориях с резко пересеченным рельефом, а также на площадках, которые имеют уклон в сторону водоема более 3.

         

Таким образом, использование илового осадка в качестве удобрения в лесополосе недопустимо, а на полях - зависит от их назначения, а также особенностей расположения.

                    

Обращаем Ваше внимание, что ил, используемый все же в качестве удобрения, должен соответствовать установленным нормативно-правовыми актами РФ нормам. Ил, изъятый непосредственной из очистных сооружений, не прошедший предварительную очистку и обработку, является отходом, использование которого в качестве удобрений запрещено.

       

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа (ст.8.2 КоАП РФ):

- на должностных лиц - от 10 000 до 30 000 руб.;

- на юридических лиц - от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.


На жидкие бытовые стоки рассматриваются как сточные воды и на них не распространяются требования законодательства в области обращения с отходами. Следовательно, прием, транспортирование таких стоков не является лицензируемым видом деятельности. В случае заключения договора водоотведения, отношения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ) и иными подзаконными нормативными правовыми актами.

Обоснование

Отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ) (ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ).

Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ.

Твердые и жидкие бытовые отходы - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.) (Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 г. N 155).

Передача жидких бытовых отходов регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ, т.е. обязательное ведение учета, передача по договору на обезвреживание и размещение предприятию, имеющему лицензию, отчетность и нормирование, если предприятие не относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно п.п.30 п.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Что является отходом в результате деятельности предприятия, должен определить сам хозяйствующий субъект, исходя из требований законодательства, проектных материалов, информации из ФККО, государственных стандартов, технологических регламентов и стандартов предприятия, договоров и т.д. Материальный объект обретает статус "отхода производства" только тогда, когда сведения о нем включаются самим хозяйствующим субъектом в паспорт отхода и в проект нормативов образования и лимитов на размещение отходов конкретного предприятия при их разработке.

Так в действующий на сегодняшний день в ФККО, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 г. N 445, включены только отходы при сборе и обработке производственных сточных вод. Сами сточные воды, как отход, в ФККО отсутствуют.

Сточные воды централизованной системы водоотведения - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод (ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ).

Водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ).

Сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади (ст.1 Водного кодекса РФ).

Сточные воды - воды, отводимые после использования в бытовой и производственной деятельности человека (ГОСТ 17.1.1.01-77 "Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения").

Таким образом, сточные коммунальные воды не рассматриваются как отходы производства и потребления, следовательно, и лицензию на деятельность по их транспортированию получать не нужно.

 


Плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) должен осуществлять тот хозяйствующий субъект, производственная деятельность которого оказывает негативное воздействие на окружающую среду, если иное не предусмотрено условиями договора. Разработку проектной природоохранной документации на строящемся объекте следует составлять на основании данных из проекта строительства. Оформлять экологическую документацию на отходы производства и потребления должен тот, в результате деятельности которого они образуются. Иными словами, подрядчик несет ответственность за отходы, которые образуются в результате только его деятельности (например, ТБО), а заказчик - за отходы, которые образуются в результате строительных работ, проводимых на его территории, если иное не предусмотрено условиями договора.

Обоснование

Согласно п.1 ст.16_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ) плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Согласно ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ плата за НВОС взимается за следующие его виды:

- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Следует отметить, что любые строительные работы являются видом деятельности, оказывающим негативное влияние на окружающую природную среду.

Если договором подряда не установлено лицо, ответственное за внесение платы за НВОС, его можно определить из условий оказания услуг. Если материалами, от которых образуются отходы, обладает (закупает, предоставляет):

1. Заказчик и результаты работы переходят в собственность заказчика, то он и является собственником отходов.

          

2. Подрядчик, то и отходы от работ с данными материалами являются собственностью исполнителя.

Таким образом, чтобы избежать спорных ситуаций между заказчиком и подрядчиком, необходимо в договоре подряда указать, за кем именно будет закреплена обязанность по внесению платы за НВОС.

Согласно ст.4 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ) право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии со ст.209, 210 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или соответствующим.

Вопрос собственности на отходы должен быть оговорен в договоре подряда (найма) между сторонами (заказчиком и исполнителем). Договор подряда - основной документ, которым устанавливаются права и обязанности заказчика и исполнителя.

Согласно п.4 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Согласно п.1 ст.740 ГК РФ, по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный срок построить по заданию заказчика определенный объект, а заказчик обязуется создать необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить условленную цену.

Согласно ст.751 ГК РФ подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ. Подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований.

Для выполнения указанных требований перед началом строительства или реконструкции необходимо получить положительное заключение экологической экспертизы, а также санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии строящихся объектов санитарным правилам. Получение соответствующих заключений на основе разработанного проекта, возлагается на заказчика, как на инициатора намечаемой деятельности.

Подрядчик, как лицо, осуществляющее деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязано иметь согласованные проекты и разрешения на выбросы, сбросы, лимиты на отходы и осуществлять плату за НВОС за свою деятельность (плата за свои отходы, за выбросы от стационарных источников и сбросов) в соответствии с законодательством РФ в области охраны окружающей среды.

В то же время, на заказчика как на инициатора строительства, ложатся обязанности по соблюдению законодательства РФ. В связи с тем, что строительные работы будут вестись на территории, принадлежащей заказчику на праве собственности (или на другом основании), отходы, образующиеся во время строительства на площадке, являются собственностью заказчика, если иное не оговорено в договоре подряда, и, следовательно, обязанность оплате за их размещение (захоронение) лежит на заказчике. Те же обязанности возникают у заказчика и в отношении других видов негативного воздействияна окружающую среду как на лицо, осуществляющее определенный вид деятельности на своей территории.

Следовательно, если в договоре подряда будет указано, что образующиеся у исполнителя отходы являются собственностью заказчика, то отходы подрядчика должны быть включены в ПНООЛР заказчика, и при ведении учета отходов, расчете и предоставлении платежей заказчик должен учитывать данные отходы, как отходы, образованные в результате своей деятельности. Также у заказчика должны быть составлены паспорта на все образующиеся отходы I-IV классов опасности. При этом подрядчику вести учет данных отходов, составлять паспорта на отходы, рассчитывать и вносить плату за негативное воздействиена окружающую среду, не потребуется.

Собственник отходов, будь то заказчик или подрядчик, должен вести учет и сопроводительную документацию по этим отходам, а так же заключить договора с организациями занимающимися сбором, транспортированием и утилизацией или размещением отходов, поскольку именно собственник несет всю полноту ответственности за движение отходов.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы:

- если в договоре строительного подряда вопрос о разработке природоохранной документации не оговорен, обязанность ложится на заказчика, как на лицо, осуществляющее определенный вид деятельности на своей территории;

- подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды;

- подрядчик несет ответственность за соблюдение требований природоохранных проектов;

- если договором подряда обязанность по внесению платы все же налагается на подрядчика, то необходимо разработать соответствующую проектную природоохранную документацию на основании данных указанных в проекте строительства строящегося объекта.


Нет, ставить офис на государственный учет как объект негативного воздействия на окружающую среду (далее НВОС) не требуется.

Обоснование
В Письме Росприроднадзора от 29.09.2016 N АА-03-04-32/20054 "Об отнесении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий" изложена следующая позиция: В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ) объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект НВОС), является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков. К объектам НВОС IV категории в соответствии с п. 6 ч. IV Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее - Критерии), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 г. N 1029, относятся объекты, соответствующие одновременно следующим критериям: а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах, в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ; б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Согласно ч.1 ст.4.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: - объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; - объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; - объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; - объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории. По смыслу ч.1 ст.4.2 к объектам IV категории относятся объекты, которые оказывают меньшее по сравнению с объектами III категории негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, при соответствии п.п. "б" п. 6 ч. IV Критериев и отсутствии на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух), представляется целесообразным отнесение таких объектов (офисные помещения, школы, детские сады и т.д.) к IV категории объектов НВОС. Однако, в Письме Росприроднадзора от 31.10.2016 г. N АС-09-00-36/22354 "О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" изложено более четкое пояснение ситуации: Объекты НВОС относятся к IV категории негативного воздействия по одновременному действию следующих условий (п.6 Критериев): а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды; б) масса загрязняющих веществ в выбросах не превышает 10 т/год; в) в составе выбросов отсутствуют вещества I и II классов опасности и радиоактивные вещества; г) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения (за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся при водопользовании для бытовых нужд); д) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Следовательно, если ни один из указанных критериев не выполняется, то такие объекты не требуют постановки на государственный учет. Так же образование отходов в офисе не является условием для постановки на учет.

На сегодняшний день в отношении сброса сточных вод на водосборную площадь (рельеф) имеет место пробел в законодательстве РФ. Не смотря на то, что нормативные правовые акты не содержат прямого запрета на сброс на рельеф, узаконить такой вид сброса (разработать проект НДС и получить разрешение на сброс) не представляется возможным. На сегодняшний день нельзя точно сказать, будут ли приняты проекты нормативных актов, направленных на регулирование сброса на рельеф (такие проекты есть, но существуют уже много лет и до сих пор не приняты), или такой вид сброса полностью будет запрещен. Конкретной статьи нормативного правового акта, на основании которой можно предъявить обвинение о сбросе загрязненных веществ на рельеф, нет. Окончательное решение будет принимать суд в каждом конкретном случае.

Обоснование
Нормативы допустимых сбросов - нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками (ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ)). С 1 января 2016 года ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ изложена в новой редакции. Так в отношении сброса конкретизировано, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты. Следовательно, с 1 января 2016 года плата за сброс на рельеф не взимается. Но, исходя из этих же положений и определения «нормативы допустимых сбросов», можно сделать вывод, что сброс на рельеф запрещен. До указанных изменений законопослушные хозяйствующие субъекты обращались в территориальные органы Росприроднадзора для получения разрешения на такой вид сброса, но поскольку сброс на рельеф не урегулирован ни одним нормативным правовым актом, получали отказ, а зачастую и требование о прекращении сброса. Данная позиция подтверждается в Письме Росприроднадзора от 18.11.2014 г. N СМ-08-02-32/18383. Но поскольку пока нормативными правовыми актами сброс на рельеф не запрещен, Росприроднадзор не смог указать конкретную санкцию, и сослался на всю гл.8 КоАП РФ (поскольку судебная практика по данному вопросу еще не наработана). Если проанализировать КоАП РФ, можно выделить несколько статей, по которым на предприятия может быть наложена административная ответственность в случае осуществления сброса на рельеф. Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа (ст.8.1 КоАП РФ): - на граждан - от 1 000 до 2 000 руб.; - на должностных лиц - от 2 000 до 5 000 руб.; - на юридических лиц - от 20 000 до 100 000 руб. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа (ч.2 ст.8.6 КоАП РФ): - на граждан - от 3 000 до 5 000 руб.; - на должностных лиц - от 10 000 до 30 000 руб.; - на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 20 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; - на юридических лиц - от 40 000 до 80 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 и 3 ст.8.8 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа (ч.1 ст.8.8 КоАП РФ): - в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 000 руб.; - в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 10 000 до 20 000 руб.; на должностных лиц - от 20 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 руб.

Для того что бы старую спецодежду (халаты) использовать в качестве ветоши Вам необходимо исключить этот отход из документации по отходам.Для этого Вам необходимо: - разработать новый ПНООЛР, исключив из него данный отход; - не указывать отход в документации движения отходов.

Обоснование
Хозяйствующий субъект определяет статус "отхода производства" для материала, образовавшегося в результате деятельности его предприятия исходя из требований законодательства, проектных материалов, информации из ФККО, государственных стандартов, технологических регламентов и стандартов предприятия и т.д. Материальный объект обретает статус "отхода производства" тогда, когда сведения о нем включаются самим хозяйствующим субъектом в паспорт отхода и в проект нормативов образования и лимитов на размещение отходов конкретного предприятия при их разработке. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления": Отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Таким образом, если пришедшие в негодность халаты рассматривать как вторичное сырье, то пригодная к использованию одежда в качестве ветоши не будет считаться отходом. Руководитель предприятия вправе издать распоряжение, согласно которому имущество (спецодежда) выведенные из обращения в производственных целях, но сохранившие возможность дальнейшего использования, можно передать сотрудникам для их дальнейшего использования в качестве ветоши. В таком случае данные халаты будут иметь статус одежды, бывшей в употреблении, а не отхода. Однако если данные отходы будут выведены из обращения, а в документации и отчетности по отходам они будут указываться как передаваемые на размещение, то у надзорных органов могут возникнуть претензии. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержден Приказом Минприроды России от 16.02.2010 г. N 30. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в п.4 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Порядок НООЛР), и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. В технический отчет включаются сведения о фактически образованных количествах отходов, а также сведения за отчетный период о фактическом использовании, обезвреживании, хранении и захоронении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов, о фактической передаче отходов другим хозяйствующим субъектам. При несоответствии технического отчета, ПНООЛР, статистической отёчности 2-ТП (отходы), действительности (указанный отход по факту не передаётся на размещение), есть риск привлечения к ответственности за некорректное предоставление отчетности, предусмотренной ст.13.19 КоАП РФ, а при несоответствии сведений в ПНООЛР фактической схеме передачи отходов, еще и ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. Следовательно, для того что бы у надзорных органов не было претензий относительно документации, Вам необходимо: - разработать новый ПНООЛР, исключив из него данный отход; - не указывать данный отход в документации движения отходов.

Да, надзорный орган вправе привлечь предприятие к ответственности по ст.8.46 КоАП РФ за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

Обоснование
В соответствии со ст.8.46 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, влечет наложение административного штрафа: - на должностных лиц - от 5 000 до 20 000 руб.; - на юридических лиц - от 30 000 до 100 000 руб. Примечание. За административное правонарушение, предусмотренное ст.8.46 КоАП РФ, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо. Обращаю Ваше внимание, что к ответственности предприятие может быть привлечено как в случае несвоевременной постановки на учет, так и при невыполнении требования о постановке на учет. Согласно ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования. При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. В соответствии со ст.4.2 КоАП РФ добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, является обстоятельством, смягчающим административную ответственность. Таким образом, решение о привлечении к ответственности и размере штрафа будет приниматься непосредственно инспектором соответствующего надзорного органа в каждом конкретном случае. В данном случае затягивание сроков по постановке на учет может сыграть роль для увеличения суммы штрафов до максимальной. Если документы будут поданы в кратчайшие сроки, выявленное нарушение может быть признано малозначительным. П.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", дано разъяснение: Судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ. Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст.2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п.п.3 п.1 ст.30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Да, отходы с установленным в ФККО классом опасности не нуждаются в дополнительном подтверждении отнесения к конкретному классу опасности. В целях идентификации отхода, на предприятии должен иметься документ, подтверждающий его состав. Это могут быть сведения, содержащиеся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации. Однако, если таких документов нет, то необходимо провести КХА для подтверждения состава отхода.

Обоснование
Согласно ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), не требуется. Порядок отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности (далее - Порядок), утвержденный Приказом Минприроды России от 05.12.2014 г. N 541, устанавливает процедуру подготовки индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы, документов и материалов отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, их рассмотрения и принятия решения о соответствии вида отходов конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду Росприроднадзором и его территориальными органами. Поскольку с 01.01.2016 года подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО, не требуется, положения Порядка, которыми устанавливаются требования о подтверждении класса опасности на основании сведений, содержащихся в ФККО и базе данных отходов (далее - БДО), не применимы. Согласно п.7 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 г. N 712, копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись. Следовательно, отходы с установленным ФККО классом опасности не нуждаются в дополнительном подтверждении отнесения к конкретному классу опасности. Однако, в целях идентификации отходов (сопоставления сведений из ФККО и БДО с отходами Вашего предприятия) необходимо определение их компонентного состава, технологического процесса, агрегатного состояния и физической формы. В соответствии с п.4 Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду утвержденных Приказом Минприроды России от 04.12.2014 г. N 536, степень опасности отхода для окружающей среды, определяется по сумме степеней опасности веществ, составляющих отход. Перечень компонентов отхода и их количественное содержание устанавливаются на основании сведений, содержащихся в: - технологических регламентах; - технических условиях; - стандартах; - проектной документации. Либо по результатам количественных химических анализов (КХА), выполняемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Вам необходимо в составе проектной документации разработать рыбохозяйственный раздел (оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания), а также пройти процедуру согласования проектной документации в Росрыболовстве.

Обоснование
Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду (ст.1 Федерального закона от 23.11.1995 г. N-174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Федеральный закон от 23.11.1995 г. N-174-ФЗ)). Приказом Минприроды России от 06.05.2014 г. N 204 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня (далее - Административный регламент). Заключение по объекту государственной экологической экспертизы, подготовленное экспертной комиссией, может быть положительным или отрицательным (п.60 Административного регламента). Положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать выводы (п.61 Административного регламента): - о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды; - о возможности реализации объекта экспертизы. Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов (п.62 Административного регламента): - о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной комиссией; - о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности. Водоохранная зона - это территория, примыкающая к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ст.65 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ)). В границах водоохранных зон запрещается следующая деятельность (ч.15 ст.65 ВК РФ): - использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; - размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; - осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; - движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; - размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей, при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и ВК РФ), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; - размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; - сброс сточных, в том числе дренажных, вод; - разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых проводятся пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством РФ о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со ст.19.1 Закона РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах"). Согласно п.16 ст.65 ВК РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: - централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; - сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; - локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и ВК РФ; - сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов. В свою очередь, градостроительное зонирование, территориальное планирование, планировка территории, строительство, архитектурно-строительное проектирование, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов и т.д. должно осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (далее - Росрыболовство) в порядке, установленном Правительством РФ (ч.2 ст.50 Федерального закона от 20.12.2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Федерального закона от 20.12.2004 г. N 166-ФЗ). То есть, вся проектная документация по деятельности, затрагивающей водные объекты, подлежит обязательному согласованию в территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству. Так как строительство объекта в водоохранной зоне водного объекта может существенно отразиться на его состоянии, то в данном случае согласование такого рода деятельности с Росрыболовством обязательно в целях соблюдения требований законодательства РФ в области охраны водных объектов. Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (далее - Правила), утверждены Постановлением Правительства РФ N 384 от 30.04.2013 г. Территориальные органы Росрыболовства осуществляют согласование (п.3 Правил): а) строительства и реконструкции объектов капитального строительства - в случае строительства и реконструкции указанных объектов на территории одного субъекта РФ; б) внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности - в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации. Таким образом, любая деятельность, осуществление которой может повлечь за собой негативное воздействие на водный объект должна быть согласована с Росрыболовством и сопровождаться разработкой проекта оценки воздействия на водные биоресурсы. Этот факт будет учитываться при прохождении государственной экологической экспертизы и может оказать существенное влияние на ее результат.

Да, в настоящий момент сброс в водный объект без нормативов допустимого сброса и разрешения на сбросы не правомерен. Плату за негативное воздействие необходимо осуществлять с коэффициентом 25.

Обоснование
Статья 11 ВК РФ регламентирует основания предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. В соответствии с ч.2 ст.11 ВК РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено ч.3 ст.11 Водного кодекса РФ, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод. Согласно п.11 Правил, к заявлению о предоставлении в пользование водного объекта для сброса сточных и (или) дренажных вод кроме документов, указанных в п.10 Правил, прилагаются так же расчет и обоснование заявленного объема сброса сточных и (или) дренажных вод и показателей их качества. Согласно п.4 ст.23 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Государственная услуга по утверждению НДС предоставляется юридическим и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям (Заявители), осуществляющим водопользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод, выданного в установленном порядке, или на основании лицензий на водопользование, срок действия которых не истек (п.2 Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов). Согласно п.18 Административного регламента Росприроднадзора, для рассмотрения вопроса получения разрешения на сбросы Заявитель предоставляет в территориальный орган Росприроднадзора заявление, содержащее сведения о Заявителе (полное и сокращенное наименование юридического лица в соответствии с учредительными документами, организационно-правовая форма, место государственной регистрации юридического лица и почтовый адрес его местонахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность - для индивидуального предпринимателя; индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН)), реквизиты документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, опись предоставляемых материалов, сведения о местонахождении отдельных производственных площадок, а также указывает реквизиты документов (или предоставляет их копии), предусмотренных п.20 Административного регламента. Заявитель по собственной инициативе предоставляет следующие документы для получения разрешения на сброс (п.20 Административного регламента): - копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц); - копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей); - копия свидетельства о постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе; - НДС, утвержденные в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод с приложением данных о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов в водные объекты по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод, оформленных в установленном порядке; - решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод, выданное в установленном порядке, или лицензия на водопользование и договор пользования водными объектами, сроки действия которых не истекли; - ранее установленные лимиты на сбросы (при их установлении). Таким образом, исходя из выше перечисленных требований природоохранного законодательства РФ, право на сброс сточных вод в водный объект хозяйствующий субъект получает путем последовательных процедур: - получение Решения о предоставлении водного объекта в пользование; - утверждение НДС; - получение Разрешения на сброс. Это значит, что сброс в водный объект без наличия всех выше перечисленных документов неправомерен. Следовательно, плату за негативное воздействие осуществляют с применение повышающего коэффициента. В соответствии с п.8 ст.11 Федерального закона от 21.07.2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2016 года до 31.12.2019 года при исчислении платы за НВОС к ставкам указанной платы применяются следующие коэффициенты: коэффициент 25 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениями на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

Нет, плату за негативное воздействие на окружающую среду (размещение отходов жильцов) вносить ТСЖ или УК не должно. Нет, в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение учитывать отходы, образующиеся от деятельности жильцов, не надо. В проектной документации учитываются только отходы, которые образовались в результате производственной и (или) хозяйственной деятельности самого ТСЖ (УК), например, при ремонтных работах. Если ТСЖ (ДК) не осуществляет централизованный сбор ртутных ламп, то тогда оно(а) является только посредником при обращении с отходами между жильцами – отходообразователями и специализированными организациями, осуществляющими сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности. То есть только оказывает услугу по организации места накопления отходов.

Обоснование
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) взимается за следующие его виды: - выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; - сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; - хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Согласно п.1 ст. 16_1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. В данном случае, плату за НВОС должна будет вносить организация, которой принадлежат контейнеры (места накопления отходов), так как они будут образовываться в результате оказания ей услуги жильцам по централизованному сбору отходов. Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ): - отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению; - накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; - сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. В соответствии со ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Таким образом, если ТСЖ только оказывает услугу по организации места накопления отхода, то при осуществлении данной деятельности должно руководствоваться только требованиями Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ) и СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03). Согласно ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Согласно п.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 накопление отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека. В случае если ТСЖ осуществляет деятельность, в результате которой образуются отходы (строительство, ремонтные работы), то согласно ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) ТСЖ будет обязано разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – ПНООЛР) в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N349. Таким образом, ТСЖ (ДУК) должно осуществлять свою производственную деятельность в соответствии с общими требованиями законодательства РФ в области экологии: - разрабатывать ПНООЛР на отходы, которые образуются в результате своей производственной и (или) хозяйственной деятельности; - вносить плату за НВОС за размещение собственных отходов; - организовать места накопления отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства РФ.